четверг, 20 октября 2011 г.

Попурри из жестоких кошачьих предрассудков


Века охоты на охотников кончились, а предания и предрассудки продолжают жить. И живут поныне! Упоминания о кошке, как о священном животном, охраняющем зерно, встречаются даже в христианских сказаниях. Одна из легенд называет святую Гертруду покровительницей этого животного, которое нельзя убивать. Представление о том, что убийство кошки - грех, требующий отмщения, бытует широко по всему свету. Мусульманское предание гласит о том, что умная кошка Магомета проглотила на время хлеб, чтобы сохранить его для человека. В некоторых местностях бытует предание, что кошку нужно брать с собой в поле для "добывания сокровищ". Человечество никогда не довольствовалось естественными свойствами существ, а искало божественного объяснения. Разве не достаточно было врожденного пристрастия кошки к борьбе против мышей, чтобы относиться к ней за это с соответствующим уважением? Но человек всегда искал в природе сверхъестественное. Так, например, образ плодовитой охотницы за мышами стал олицетворять собой доброго духа - хранителя зерна и урожая, носящего кошачьи имена: хлебная кошка (кот), ржаная кошка и другие. Вот только пугающий кого-то образ животного с загадочной щелью зрачков, ночного гуляки с горящими глазами, к тому же кричащего почти человеческим голосом, натолкнул на мысль об "исчадии зла", злом демоне, заслуживающем самой суровой кары. Так добрый дух превратился в ужасное существо, которым пугали детей. Теперь познакомимся с жертвенными обычаями и ритуалами. Старые немецкие книги повествуют о том, что у корней растений зарывали живьем собак и кошек, однако не приводят достаточных документальных свидетельств. В Мекленбурге на пашне зарывали молодую кошку, чтобы изгнать с поля чертополох. В Западной Померании закапывали молодую собаку или кошку под фруктовым деревом, чтобы заставить его вновь плодоносить. В Богемии зарывали живьем кота под садовым деревом или на поле, чтобы злой дух не вредил деревьям и земле, а при первом севе люди выходили ночью в поле большой процессией с обнаженной девушкой и черным котом, на шее у которого висел замок, затем рыли глубокую яму и закапывали кота живьем. Под Рождество нужно было сварить черного кота и закопать ночью под деревом или в поле. Считалось, что кот, зарытый в открытом поле, охраняет его от злых духов. В Люксембурге тоже бытовало поверье, что сваренный под Рождество и зарытый в землю кот делал поле плодородным. В Любеке закапывали трех слепых котят живьем у корней фруктового дерева, в Вене и Силезии - мертвую, то есть не убитую специально кошку. В Трансильвании закапывали черную кошку или дохлую собаку под деревом, которое не плодоносило.

Комментариев нет:

Отправить комментарий