вторник, 7 июня 2011 г.

КОШКИ: ОТ ПАЛЕОГЕНА ДО НАШИХ ДНЕЙ -7


Наряду с Мао и Ху там же упоминается лесная кошка Ли, якобы найденная в нескольких провинциях обширной империи, успешно прирученная и также используемая в борьбе со всеобщим мышиным нашествием. Мао не только избавляла китайцев от крыс и мышей, но вдобавок ко всему еще и служила в качестве живого определителя времени: если зрачки Мао выглядели как тонкие линии, считалось, что наступил полдень; если они своей формой напоминали финиковую косточку, то это соответствовало первой половине дня. Плюс ко всему в течение месяца у кошки наблюдались три фазы поведения: в первой декаде она поедала пойманную мышь, сначала откусывая ей голову; во второй декаде прежде всего выгрызала' спину; в третьей - живот. Культ кошки в Китае продолжался и трансформировался самым причудливым образом в продолжение многих веков. Согласно легенде, впоследствии Мао была выкуплена жутким демоническим колдуном Миао-Куаи, способным излечивать болезни и вызывать духов смерти.
У жителей Перу кошка считалась богиней плодородия. В Ирландии почиталось тотемное божество с кошачьей головой. Уже в VJ веке н. э. вместе с буддийским учением кошка появилась и обратила на себя внимание в Японии. Предание гласит, будто японский император получил от китайского в подарок пару прелестных пушистых котят, от которых на 19-й день девятого месяца 999 года появилось на свет потомство в виде еще пяти таких же очаровашек. Посчитав сей факт хорошим предзнаменованием, император, призвав двух ближайших министров, повелел им всячески заботиться о благополучии и сохранности как кошек, так и котят, к которым была приставлена даже специальная кормилица-нянька. В дальнейшем уникальные котята первого помета были подарены выдающимся аристократам в знак высочайшей императорской милости. Они положили начало ныне многочисленному кошачьему племени Страны восходящего солнца. Однако уже два столетия спустя и там, как до этого в Поднебесной, кошкам стали приписывать мистические свойства демонического характера. Так, старинное японское сказание говорит о том, что кошачий хвост якобы приобрел присущие змее качества и таким образом стал непосредственно соотноситься и отождествляться со змеей как одной из слуг самого Сатаны. Из-за этого всем без разбора кошкам принялись повсеместно обрубать их ни в чем не повинные хвосты. Животные же, у которых хвосты не были отрублены, а особенно кошки старше десяти лет, считались самыми отъявленными исчадиями ада и приспешниками дьявола, если не самим его воплощением. Характерно, что на изящных, полных грации и неповторимого совершенства японских рисунках, выполненных в традиционной манере тушью, кошки того времени изображены именно с укороченными хвостами. И только в начале ХУН века императорским повелением (указ 1602 г.) кошки были полностью и окончательно реабилитированы и перестали подвергаться процедуре усекновения «зловредного» органа. Аналогично незавидная участь постигла этих многострадальных зверушек в Европе, где их также, то поначалу чуть ли не возносили до небес, то изгоняли в преисподнюю, так что им оставалось лишь безропотно подчиняться превратностям судьбы. Приблизительно в конце 1 столетия н. э. кошки распространились и стали популярными в Греции и Италии. В Центральную Европу «домашние хищницы» попали во время оккупации ее римскими легионами. В Греции на кошек смотрели главным образом как на живые игрушки. Упоминается, что их преподносили в качестве подарка даже гетерам. Художественные изображения кошек этой эпохи встречаются крайне редко и преимущественно в качестве дорогостоящих подарков из Египта. В основном они представляют собой миниатюры на небольших алебастровых коробочках для парфюмерии, а также живописные зарисовки в традиционной манере, изображающие кошек, в грациозных позах, охотящихся за при влекшими их внимание птицами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий