понедельник, 26 декабря 2011 г.

Кошки. ХОДЖ


ХОДЖ
Кот, который помог написать словарь
Многие поэты и писатели сочиняли свои творения под томным взглядом сидящих рядом любимых питомцев. Однако мало кто из этих четвероногих муз может сравниться по выдержке и усидчивости с черным котом по имени Ходж. Он был спутником поэта и литератора Сэмюеля Джонсона (1709-1784), прославившегося также как составитель первого авторитетного словаря английского языка.
Джонсон отдал этому труду одиннадцать лет. Он работал над словарем в кабинете в своем доме на Гоу-сквер в Лондоне. Часто на его коленях сидел кот Ходж. Он отвлекал хозяина от серьезной методичной работы и развлекал его ... Проект был завершен в 1775 году, получил всеобщее признание и в течение столетия был главным источником такого рода. Однако Ходж (а также его хозяин) прославился не только из-за словаря, но и благодаря молодому шотландцу по имени Джеймс Босуэлл. Он подружился с Джонсоном в 1763 году и стал следовать за ним повсюду, записывая его высказывания и не скрывая, что собирается написать биографию великого человека. Свою работу «Жизнь Сэмюеля Джонсона» он опубликовал в 1799 году. Эта книга считается первым примером биографии современного типа. Она сделала Джонсона не просто объектом интереса для историков и филологов, но и бессмертным литературным персонажем. Аналогичным образом Босуэлл и Ходжа превратил в знаменитый литературный персонаж, хотя и испытывал патологический страх перед котом. «Я никогда не забуду, как чрезмерно внимателен он был к Ходжу, своему коту; он лично шел и покупал для него устриц, опасаясь, что слуги, которым поручат эту малопочетную обязанность, возненавидят несчастное животное, - писал Босуэлл в биографии Джонсона. - Я, к сожалению, один из тех, кто питает антипатию к кошкам, поэтому чувствую себя неуютно, когда в комнате присутствует одно из этих животных. И должен признать, я часто испытывал страдание в присутствии этого самого Ходжа. Я помню, как однажды он вскарабкался по груди доктора Джонсона, очевидно испытывая большое удовольствие, в то время как мой друг улыбался и что-то насвистывал, гладя его по спине и потягивая за хвост. А когда я заметил, какой это прекрасный кот, он ответил: «Да, сэр, но я знавал котов, которые мне нравились больше, чем этот. И словно почувствовав, что Ходж понимает его слова, поспешил добавить: «Но он очень хороший кот, несомненно, очень хороший».

Джонсон заботился о своем четвероногом друге до самой его смерти. Босуэлл отмечает, что в последние часы жизни Ходжа Джонсон сам купил ему валерианки, чтобы облегчить страдания кота. После смерти животного поэт Персиваль Стокдейл написал «Элегию на смерть любимого кота доктора Джонсона», где есть строки: «И он, ласкаемый своим хозяином / Тепло выражал свою благодарность / и никогда не забывал промурлыкать «спасибо» / Когда гладили его соболий мех».
Сегодня напротив дома, где жил Джонсон, установлен памятник Ходжу - он сидит на книге хозяина. В своем словаре Джонсон определяет котов в целом как «домашних животных, ловящих мышей, являющихся низшей разновидностью семейства львиных». Но на памятнике Ходжу написаны более лестные слова, которые Сэмюель Джонсон адресовал своему питомцу: «Один из лучших котов». 

Комментариев нет:

Отправить комментарий